Воскресенье, 22.12.2024, 17:23
Комитет по образованию
Администрации Ребрихинского района  Алтайского края  
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Приветствую Вас Гость | RSS
Категории раздела
Новости [522]
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0

12:34
Они живут в нашей памяти

Война 1941-1945 годов в той или иной мере затронула каждую семью. При этом наши школьники и студенты все еще имеют возможность соприкоснуться с реальными событиями Великой Отечественной войны как внуки и правнуки победителей, которых становится с каждым годом все меньше. Получение знаний о Великой Отечественной войне и о той непомерной цене, которая была заплачена за Победу, предоставляют архивные материалы, участие в реальных делах в качестве волонтеров, членов поискового движения.

Каждый из нас может рассказать правду о тех, кто остался жить на оккупированных территориях, отправлен на принудительные работы в изгнание, отразить историю создания мемориала памяти погибших мирных жителей, рассказать о деятельности поисковых и волонтерских отрядов, тем самым внести свой вклад в установление преступлений нацистов против мирного населения СССР.

С 2020 года реализуется международный проект «Без срока давности», посвященный сохранению исторической памяти о трагедии мирного населения СССР – жертв военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны, установление обстоятельств вновь выявленных преступлений против мирного населения.

В этом году учащиеся нашего района приняли участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса сочинений «Без срока давности». В конкурсе приняло участие 13 школ района. Всего 42 учащихся 5-11 классов. Каждый ученик, написавший сочинение, обдумывал тему, проживал какую-то историю, ставшую его текстом. Ребята стали участниками большого важного пути, цель которого – сохранение знаний о героях, выигравших войну, укрепление современного мира, в котором войн быть не должно.

Читать каждое сочинение было интересно и увлекательно. Одни учащиеся писали сочинение в жанре рассказа, другие очерка, эссе, письма и дневника. Хочу поделиться некоторыми отрывками из сочинений ребят.

Читая воспоминания тружеников тыла нашего села, пишет Сапетин Юрий ученик 5 класса Боровлянской школы, меня особенно тронула история жизни  Клевцовой Пелагеи Васильевны. Вот, что она рассказала: "Родилась я в 1904 году, в семье лесника. Семья была большая. Учиться в школе не пришлось, стала хорошей помощницей для матери. А работы дома хватало. Так прошло детство и юность. Вышла замуж, жили в Боровлянке, в 1930 году вступили в колхоз. Всё бы хорошо, но наступило страшное время для всей страны: началась война. Муж, Семён Андреевич,  получил повестку в августе 1941 года. Затем ещё два сына: Алексей и Александр, ушли на фронт. Ждала писем и радовалась, получая их. Муж и сыновья писали, что крепко бьют врага, гонят его с советской земли.  А сама работала телятницей, возила солому на лошадях, ездила в бор за лесом, стряпала хлеб для всего колхоза".

Прадед Путорайкиной Ксении, ученицы 11 класса Пановской школы, Путоракин Илья Илларионович участвовал во многих боях, но один из них запомнился ему особо. Вот как он вспоминал: «Февраль 1942 года. Болотистая и лесистая местность. Пробирались к огневому рубежу  по кочкам, а во время налётов противника с воздуха  прятались под деревьями, хотя пули находили бойцов всюду. Я был вторым номером у пулемёта. Окопались на берегу большого озера, по обеим сторонам которого стоял лес. Немцы наступали пехотой и танками, одновременно бомбили с воздуха. Был день, когда вокруг ничего невозможно было разобрать. Казалось, что вокруг горит всё: земля, деревья, воздух. Рубеж свой мы отстояли, но какой ценой! В этом бою я был тяжело ранен».  Илья Илларионович был дважды ранен и Награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени, медалью «За боевые заслуги».

Вот что написал Егор Чекменев, ученик 7 класса Яснополянской школы о своем прадедушке. «Вспоминал прадедушка и свой первый бой. Помнил он,  как вели их, 18-тилетних парней, в окопы, как объясняли боевую задачу. Не кривил душой, признаваясь в страхе, который сковал молодых бойцов перед боем. Рассказывая об этом,  он не  мог сдержать слез.  «Это был невыносимый страх!– говорил он. – Отовсюду стреляют. Кто-то бросился бежать, кто-то упал, обхватив голову руками. Крики. Сбились мы в кучу, друг за друга цепляемся. Бывалые солдаты подбадривали: «Не бойтесь, сынки, мы вас немцу не отдадим, отобьемся!». Бой продолжался, страх постепенно отступил. И мы устояли. Но - как горько терять товарищей. Еще перед боем разговаривали, вспоминали родных, шутили, и вот многие навеки замолчали. Хотелось мстить и мстить за них.» Для меня очень ценным оказалось то, что моя семья через многие годы пронесла память о прадедушке, бережно сохранила важные документы военных лет. Теперь память о своем прадедушке буду хранить и я. Я горжусь тем, что мой прадед с честью прошёл все испытания, которые выпали на его долю. Он мужественно воевал, защищая свою Родину и, для меня,  мой прадедушка Чекменев Иван Дмитриевич - самый настоящий герой».

Максим Титов, ученик 8 класса Яснополянской школы рассказал о своей прабабушке. «Войну встретила подростком и Шабалина Александра Семеновна. Родилась она в тысяча девятьсот двадцать восьмом году в с. М-Боровлянка Ребрихинского района Алтайского края. В семье была последним ребёнком из девяти рожденных. В живых  осталась она одна, все остальные дети умерли. Много вспоминала о своём детстве: «Жили тогда очень бедно. Голод, безработица, болезни. Дорог не было, часто случался неурожай. Но никто не унывал, работал, чтобы прокормить семью». Великая Отечественная война стала суровым испытанием для всего русского народа. В те суровые годы началась рабочая биография миллионов подростков, вставших на смену ушедшим на фронт отцам и старшим братьям. Александра Семеновна была одной из многих детей, трудившихся на полях в то время. А ведь ей тогда было тринадцать лет! Главным и очень тяжелым бедствием для детей был голод. Пекли лепешки из лебеды, варили похлебку из картофельных очисток. Они недоедали изо дня в день». 

А эти строчки затронули меня до глубины души. Проневская Ольга, ученица 10 класса Октябрьской школы пишет об отце своей учительницы. «В период наступательных операций в районе 36.5  23.10.1945 года, будучи командиром минометного полка, старший сержант Абдурашитов Ашраф Салахидинович первым со своим отделением ворвался в траншеи противника, откуда вел уничтожительный огонь из своих минометов по отступающим фашистам. Когда  вышли все мины, дрался гранатами и, захватив трофейный пулемет, вел из него губительный огонь по противнику. С группой руководимых им бойцов пять раз отражал атаку противника, где лично истребил пять фашистов, вышел с поля боя тяжело раненым. За проявленную смелость и отвагу в бою достоин награждения Правительственной наградой орденом Красная Звезда. Несколько раз солдат был ранен, лежал в госпиталях. Родина высоко оценила боевые заслуги Ашрафа. Он награжден Орденом Отечественной войны 1 степени, Орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда»».

Эти строчки из сочинения Хохряковой Екатерины ученицы 8 класса Усть-Мосихинской школы. «По дороге домой, глядя на резвящихся ребятишек, вспомнила историю Тани Савичевой. Тане было 11 лет, когда началась война. Узнав о начале войны, семья девочки осталась в городе и помогала армии. Сама Таня вместе со сверстниками  помогала очищать чердаки от мусора и собирала стеклянную тару для зажигательных бутылок.

   8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. По плану Гитлера, город должен был умереть голодной смертью. Голодная осень сменилась ещё более суровой зимой.  Оказавшись в самом сердце войны и блокады, родственники Тани стали умирать от голода. Таня сделала  первую запись в своём блокноте «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года», который станет блокадным дневником, символом трагедии Ленинграда. В нём нет описаний тягот войны и истории каждого дня жизни. Она писала коротко и просто, фиксируя дату и время смерти родных. Чтобы прочитать дневник, достаточно одной минуты. Но эмоции, которые он  вызывает, надолго останутся в душе. От последней записи ««Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»» кровь  в жилах леденеет.  При снятии полной блокады Таню нашли санитары. Она была ещё жива, но очень слаба. Девочку отвезли в детский дом, как и многих сирот. Но было уже поздно. В течение двух лет медики боролись за жизнь девочки, но спасти не смогли. 1 июля 1944 года в возрасте 14 лет  Тани Савичевой не стало.  Ей так и не удалось узнать, что война закончилась.

 О Тане Савичевой я уже слышала. Но с каждым разом узнаёшь подробные детали, которые врезаются в память, о которых хочется сказать тем, кто сетует на жизнь: то нет более современного телефона, то одежда не та, то не так вкусно приготовлено. Не знают они настоящих трудностей жизни, а потому не имеют представления об истинных ценностях жизни.

 Я преклоняюсь перед этой маленькой девочкой, описавшей свою детскую историю войны в девяти строчках, о которой мы не вправе забывать.

 Наш школьный волонтёрский отряд «Бумеранг» занимается благотворительной деятельностью, оказывая помощь детям  Великой Отечественной войны, проживающих на территории нашего села.  Их осталась немного. Но есть ещё живые свидетели событий 1941-1945 годов, которые рассказывают  нам об ужасах войны не понаслышке.  Встречаясь с ними, мы узнали, что в наше село с 1941-1945 годы был эвакуирован ленинградский детский дом инвалидов, а это значит, что  у нас в те годы жили дети блокадного Ленинграда.  К сожалению, на сегодняшний день из них никого не осталось в живых.

Но в настоящее время  в нашем селе проживает  Харченко Вера Ивановна,  которая вместе с младшей сестрой Мелитой была эвакуирована  с оккупированной немцами территории. Тогда ей было семь лет. Ещё меньше, чем Тане Савичевой. Их погрузили в товарные  вагоны и отправили по детским домам.  Ехали стоя.  Духота, теснота, угольная пыль, отсутствие еды и воды усложняли условия переезда.  Во время остановки на станциях, подвергались  обстрелу с воздуха. Огненные взрывы, крики взрослых и детей, тела погибших на всю жизнь остались в памяти Веры Ивановны.

Привезли их в детский дом с.Усть-Мосиха, в котором тоже жилось непросто. В спальных комнатах было холодно. Спали в одежде, укутавшись в старые тряпки, заменяющие одеяло. Все дети испытывали постоянное чувство голода. То, что выделялось по норме, не хватало. Основным смыслом жизни в это время было найти что-нибудь съестное. Ходили по дворам  и просили еды.  Кто даст, а кто и нет, потому что самим нечего было есть. От голода и истощения слабые дети  умирали. Но при таких тяжёлых условиях жизни они успевали учиться и трудиться.

Благодаря доброте, отзывчивости, милосердию  человеческого сердца, дети оставшиеся без еды, без крова, без родных, были спасены. У них появилась возможность построить своё будущее и будущее своих детей, мирное, радостное, наполненное смыслом. Вера Ивановна счастливый человек!  Преодолев тяготы военных лет, она дожила до Победы и здравствует  по сей день. Я горжусь тем, что являюсь её землячкой!»

А из сочинения Веры Каревой ученицы 10 класса Усть-Мосихинской школы в жанре дневника, я взяла всего лишь две записи из семи.

«Весна. 1945г

Не май. Март. И Иван движется не ближе к родному дому, а, скорее, от него. Идёт Висло-Одерская операция в Германии. Иван – командир 1-го дивизиона 538 минометного полка. День за днем старший лейтенант Иван Донских приближает победу. Со своим  дивизионом отражает 13 контратак фашистов, дважды вызывая огонь на себя. Бойцами уничтожено более 400 солдат и офицеров  противника, три минометных и две артиллерийских батареи и семь противотанковых орудий, четыре наблюдательных пункта. Иван теперь не просто деревенский  паренек, он опытный боец, пример для остальных воинов, как учитель на селе.

А дальше битва за Берлин.

И там старший лейтенант Донских показывает себя, как герой. Нет, не герой. Обычный человек, защищающий свою Родину, знающий цену жизни, хоронивший товарищей в поле…

Нет - он герой. Так решила Родина. Он боец, заслуживший высокую награду страны. Столько подвигов на его счету! Да нет никакого счета. Он просто делает свое дело: честно и самоотверженно, как учили в педагогическом.

Лето. 1945г

Он - Герой Советского Союза.

Образцовое выполнение заданий командования в борьбе против немецко – фашистских захватчиков и проявленные мужество и героизм. Какой героизм? Он просто делал свое дело ответственно и уверенно, как учитель, с любовью, и надеждой, как патриот и верный сын своей Родины».

    

 Эти строчки из сочинения Куропятник Валерии ученицы 9 класса Ребрихинской школы. «Во время войны особо мой прадедушка отличился в ходе Чернигово-Припятской наступательной операции Центрального фронта (26 августа-30 сентября 1943 года) при форсировании Днепра.

Из воспоминаний командира 234 –го гвардейского стрелкового Черноморского полка гвардии подполковника Павловского от 04 октября 1943 года: «При форсировании нашей частью реки Днепр города Чернигова в районе населённого пункта Мысы Любечского района 28 сентября 1943 года Куропятник Дмитрий с девятью автоматчиками под сильным ружейно-пулемётным и миномётным огнём первым переправился на лодке через реку Днепр и атаковал передний край противника. Завязался траншейный бой, в результате которого немцы были выбиты из первой линии обороны, понеся большие потери. Противник попытался окружить смельчаков и потопить их в реке. Но группа бойцов – автоматчиков крепко удерживала захваченный рубеж, дав возможность другим группам переправиться на правый берег. В этом бою гвардии сержант Куропятник Дмитрий Григорьевич уничтожил 35 гитлеровцев и 2 пулемётные точки противника».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за «мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра» гвардии сержант Куропятник Дмитрий Григорьевич был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина и медалями. 29 февраля 1944 года был уволен в запас по ранению».

О своей прабабушке пишет в своем сочинении Тарасова София ученица 6 класса Ребрихинской школы. «Моя прабабушка Антонина Николаевна Гусева родилась в селе Старо-Горностали Сдвинского района Новосибирской области. Прабабушка часто вспоминала и рассказывала, как она дважды оказывалась на волоске от смерти. Она поведала нам о том, как поздней осенью поймали японского солдата. Он был ранен, и ей поручили оказать медицинскую помощь. В комнате стояла кровать, где и лежал пленник, возле кровати - тумбочка, а на двери висел шкафчик. И когда прабабушка отошла, чтобы достать из шкафчика медикаменты, она вдруг почувствовала смертельную опасность и резко отклонилась в сторону. Спустя одно мгновение, буквально в нескольких сантиметрах над её головой пролетел нож и вонзился в шкаф. Вот так, благодаря своему чутью, она спаслась от смерти первый раз.

Второй же случай был более опасным. В воинском эшелоне рядом с прабабушкой оказались начальник состава Медведский и ещё одна медсестра. Неожиданно начался обстрел. Пуля попала в начальника, погибла и медсестра. И лишь по счастливой случайности Антонина Николаевна осталась жива.

Когда советские войска освободили Освенцим, прабабушка побывала в концлагере для пленных. Она рассказывала, что видела горы золы, которая осталась от сожжённых людей. Печи были тёплыми и дымились. Люди в лагере были истощены. Некоторые не могли передвигаться самостоятельно. Было очень жутко. Вместе с прабабушкой находился ещё один врач, по национальности еврей, так он сразу же поседел.

Я по-настоящему горжусь прабабушкой, её мужеством, стойкостью, тем, что она после тяжёлой войны не потеряла интерес к жизни и учила детей не только грамоте, но и ценить мир, ведь никто не может сделать это лучше, чем участник войны».

Рязанова Елизавета ученица 6 класса Ребрихинской школы написала о прадедушке. «18 сентября 1941 года Петра Максимовича Рязанова призвали в армию. Моего прадедушку отправили в Новосибирск. Там он попадает на курсы, которые готовят для фронта танкистов. Сложное положение на фронте не позволило  закончить эти курсы. Из Новосибирска солдат отправляют на Ленинградский фронт. Моего прадедушку назначили санитаром. На фронте Петр Максимович был ловкий, быстрый, успевал не только перевязывать раненых, но и отстреливаться. Иногда приходилось расчищать путь к раненым автоматом. В одно из десятиминутных затиший прадедушка кого-то перевязывал, кому-то поправлял бинты. Только-только успел перевязать солдата и посадить на подводу, началась бомбежка. Позади дедушки разорвалась бомба,  его высоко подбросило над землей. На землю он упал уже без движения. Его нельзя было класть на кровать, положили в палатку, которую пришлось повесить. Кости переломаны, внутренние органы отбиты. Трое суток врачи боролись за его жизнь.  Он медленно и мучительно умирал. 20 февраля 1942 года Петра Максимовича не стало. Похоронен он в Ленинградской области, городе Боровичи. Его военная биография оказалась очень короткой. Он не успел заслужить ни орденов, ни медалей, но для всей нашей семьи он настоящий герой».

Сколько солдат не вернулось с войны, пропало без вести. Как было трудно семьям погибших пережить такое горе. Об этом в своем письме в прошлое пишет ученица 7 класса Подстепновской школы Луговец Татьяна. «Отзвенело лето, и пришла холодная осень 41 года. Вскоре после рождения младшей дочери Маши пришла в дом страшная весть: « Ваш муж, Антоненко Леонтий Романович, пропал без вести …». Какое страшное молчание воцарилось тогда в доме, как постарела за одну ночь еще в то время молодая прабабушка Матрена. Несколько ночей напролет проплакала она, молилась за тебя. Спасли ее ваши дети: на руках грудная Маша, да и Вера еще мала. Потом на смену отчаянию пришла надежда, что ты найдешься, однажды откроется дверь и ты войдешь, широко улыбаясь. Когда по стране разлетелась радостная весть о победе в мае 45 года, прабабушка постирала твои довоенные вещи и аккуратно повесила в шкаф. Так они и провисели до самой ее смерти. Умерла она в 1982 году. Замуж она больше не вышла. Вырастила ваших дочерей, выдала их замуж, помогала растить внуков. Незадолго до ее смерти довелось ей подержать на руках и правнука. Я родилась через 26 лет после ее смерти, эту историю я услышала от своего папы, твоего внука. Ему об этом поведала сама бабушка Мотя, как любовно называли ее внуки. Пройдут годы, у меня появятся свои дети, и я обязательно расскажу им о тебе, чтобы эта нить памяти, что связывает нас, твоих потомков, с тобой, никогда не прервалась. Я благодарна тебе и всем, кто пожертвовал собой ради счастливой жизни будущих поколений. Пусть будет мирным небо над головой. Пусть никогда больше не будет войны!»

Не думала я, что молодежь настолько чтит и помнит своих родных погибших во время Великой Отечественной войны. Сочинения это показали. Вот выдержки из текстов ребят: «Война оставила огромный след в истории нашей страны и в истории наших семей. Много кто не вернулся с того ада на земле, и мы должны помнить и гордиться ими.», «Спасибо вам, солдаты Великой Отечественной, спасибо вам, прадеды мои, за независимость Родины и нашу жизнь. Для меня вы все – пример мужества, стойкости, невероятной любви к Отечеству. Спасибо вам, односельчане, за священную  память о войне.», «Герои живы, пока о них помнят. В наши дни многие мои ровесники, равняются на героев, воспитывают в себе лучшие патриотические качества.»

Спасибо вам ребята, за сочинения «Без срока давности». Все сочинения достойны похвалы, каждое хорошо по-своему. Спасибо, что вы помните и гордитесь своими прадедами, интересуетесь прошлым своей Родины, читаете исторические книги. Не хватит страниц газеты, чтобы рассказать обо всех участниках конкурса, писавших сочинения. Особые слова благодарности учителям, обеспечивающим педагогическое сопровождение участников конкурса.  

 

Методист по общеобразовательным предметам Н.И.Мишина

Категория: Новости | Просмотров: 206 | Добавил: komitetpoobrazowan | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Банер

 

Банеры

                                   

Яндекс.Погода

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Архив записей
Друзья сайта
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Copyright MyCorp © 2024