В рамках деятельности районного учебно-методического объединения учителей начальных классов в феврале 2016 года состоялось очередное заседание УМО. В работе приняли участие заведующая ИМК, школьные руководители УМО учителей начальных классов ОУ. В ходе работы был сделан подробный анализ проведённых Всероссийских проверочных работ и намечены пути решения трудностей и проблем при выполнении ВПР.
Заведующая ИМК Зубченко Нина Николаевна познакомила присутствующих с информационной справкой Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края об итогах апробации всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике в 4 классах для принятия управленческих решений по итогам апробации и использования при подготовке к проведению всероссийских проверочных работ в мае 2016 года. Далее Нина Николаевна выступила с содержательным анализом ВПР в школах района. Она сказала, что проведение ВПР было организовано на уровне общеобразовательных организаций Ребрихинского района. С целью организации проведения в районе ВПР руководителям общеобразовательных организаций были направлены письма Комитета по образованию Администрации Ребрихинского района Алтайского края, которые содержали разъяснения об обеспечении участия общеобразовательных организаций и осуществлении контроля, о назначении ответственных лиц за обеспечение организационно-методического и консультационного сопровождения, план проведения ВПР. Проведение ВПР в общеобразовательных организациях и на муниципальном уровне прошло успешно:
- своевременно была предоставлена Комитетом по образованию информация о специалисте, ответственном за проведение ВПР;
- общеобразовательные организации использовали основные варианты заданий ВПР;
- были корректно и своевременно заполнены отчеты ответственными специалистами в общеобразовательных организациях;
- наличие подключения к сети Интернет, отсутствие технических проблем дало возможность своевременно получить материалы и загрузить отчетные документы;
- достаточная мотивация участия в ВПР всех общеобразовательных организаций района;
-наличие контроля Комитета по образованию и руководителей общеобразовательных организаций за организацией проведения ВПР, включающей отправку анкет участников, выгрузку материалов для проведения работ, заполнение отчетов по результатам проведения работ.
234 четвероклассника из 14 ОУ района приняли участие в проведении Всероссийских проверочных работ, что составило 100%.
Результаты ВПР позволили осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями, выявили затруднения у учащихся 4 класса по отдельным разделам русского языка и математики.
Результаты проверочной работы по русскому языку показали, что качество знаний составляет 63,8% учащихся, успеваемость – 87,1%.
Достаточно хороший уровень овладения обучающимися базовыми учебно-языковыми опознавательными умениями: распознавать и подчеркивать однородные члены в предложении, распознавать и графически обозначать главные члены предложения, изученные части речи в предложении.
Вместе с тем, результаты проверочной работы по русскому языку показали, что учащиеся испытывают трудности при работе с текстом: определение темы и главной мысли текста, деление текста на смысловые части, составление плана текста, формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них, подтверждая ответ примерами из текста. Данные трудности указывают на недостаточную сформированность предметных коммуникативных умений распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения, составлять план прочитанного текста в письменной форме;
задания, направленные на выявление уровня владения логическими универсальными учебными действиями: анализ грамматических признаков имен прилагательных, глаголов; установление причинно-следственных связей при выявлении этих признаков; построение логической цепи рассуждений, показали недостаточный уровень учебно-языкового умения классифицировать части речи и распознавать их грамматические признаки.
Всероссийская проверочная работа по математике состояла из 12 заданий. Качество знаний по району составило -54,8 %, успеваемость – 86,4%. Среди них по результатам ВПР самый низкий процент выполнения показали задания, направленные на проверку умения:
- решать арифметическим способом (в 1-2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (час - минута, минута - секунда);
- устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью (в 3-4 действия.
Четвероклассники продемонстрировали проблемы с овладением основами:
- пространственного воображения, которое предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости;
- логического и алгоритмического мышления (умение решать текстовые задачи в три-четыре действия).
Затем каждый руководитель школьного УМО учителей начальных классов проанализировал выполнение ВПР на примере своего ОУ, поделился наработками и проблемами при выполнении ВПР.
В итоге принято решение: в целях повышения качества образования в 4 классах и подготовке к Всероссийским проверочным работам, которые состоятся в мае 2016 года:
1.чаще включать в учебную и внеучебную деятельность задания комплексного характера, требующие планирования хода решения, обоснования нескольких проделанных действий, например: состоящие из нескольких частей; содержащие несколько требований по одним и тем же данным; с лишними, недостающими данными.
2.организовывать более содержательную работу над ошибками, направленную на исследование ошибки, на поиски её причины.
3.проводить языковые разминки.
4.продолжить работу по решению нестандартных задач на уроках и на занятиях по внеурочной деятельности интеллектуального направления.
5.активизировать работу дистанционных форм при выполнении тренировочных заданий при подготовке к ВПР, к предметным олимпиадам.
6.создать методическую копилку материалов по подготовке к ВПР.
На этом заседании был разработан и утверждён Муниципальный план мероприятий по подготовке к проведению ВПР в 4 классе в Ребрихинском районе на 2015-2016 учебный год.
Руководитель районного учебно-методического объединения
учителей начальных классов, заместитель директора по УВР
МБОУ «Ребрихинская СОШ» Н.А.Ульянова |